Известный дизайнер и стилист в эксклюзивном интервью нашему сайту рассказала о том, что, на ее взгляд, нас ждет в ближайшее время в индустрии моды
Маша Цигаль закончила Нортумбрийский университет и получила диплом по специальности fashion marketing в 2000 году, а первый ее показ состоялся еще в 1999 году в рамках Лондонской недели моды.
На Ассамблее неукрощенной моды в Риге она получила награду из рук самого Пако Рабанна, а всего в ее копилке такое количество титулов и званий, что хватит на целый полк модельеров. Между прочим, это именно Цигаль когда-то нарядила Лену Катину и Юлю Волкову из группы t. A. T. u. в коротенькие клетчатые юбочки, которые потом копировал весь мир. Словом, опыта Маше не занимать. Поэтому именно с ней мы решили поговорить о том, что, на ее взгляд, ожидает российскую индустрию моды в ближайшем будущем.— Маша, привет! Ну что, как ты?
— Сегодня я уже получше, а в самом начале, как и все, максимально прифигела. Потом вспомнила, чего я только не видела за свою жизнь. Конечно, все это произошло неожиданно, но ожидаемо. Потом все начали куда-то уезжать — в Грузию, Турцию, Израиль. У меня тоже были поползновения, но потом я поняла, что это какая-то истерия.
— А что с российской фэшн-индустрией в целом? Какие твои прогнозы? Как скоро отечественные бренды смогут занять место ушедших зарубежных компаний масс-маркета — если смогут, конечно?
— С одной стороны, сейчас наступает хорошее время для отечественного производителя, для дизайнеров — ведь огромное количество брендов ушло с рынка. Просела самая большая площадка масс-маркета: ZARA, UNIQLO, H&M и пр. А у людей уже в привычке покупать постоянно какие-то новые дропы, к которым этот масс-маркет их и приучил. Где теперь все это приобретать? Плюс к этому — закрылись все онлайн-площадки. Ну и конечно, с уходом таких марок, как PRADA, HERMES и прочие, сильно обнищал рынок люкса. Смогут ли российские производители занять рынок люкса, я не уверена. Думаю, что все-таки не смогут. Там очень крутое качество и проблема заключается в том, что все ткани, из которых мы привыкли шить, не отечественные.
— Выхода нет?
— Выход всегда есть. Я, например, много работала с турецкими тканями — с Турцией у нас вроде все нормально. Есть еще надежда на бывшие советские республики — Узбекистан и Туркменистан, они испокон веков занимались этим производством. Но почему-то раньше мы их товар не видели.
— А как же китайская надежда?
— Китайские ткани, как и работа там, сейчас в два раза подорожали. Я бы не стала брать во внимание это направление. А сфокусировалась бы на отечественном производителе. За время пандемии появилось огромное количество всевозможных производств. Когда я начинала, прости господи, двадцать с лишним лет назад, производств в России, вообще никаких не было. Их просто не существовало. А с появлением пандемии появилась мода на street wear, стали расти трикотажные производства. Думаю, что отечественные шопоголики уже не останутся без огромного количества маек, футболок, худи. Кстати, выросло количество как трикотажных, так и принтовальных производств: шелкографии, каких угодно накатов. Но другой вопрос, что во всем этом нужно хорошо разбираться.
— В чем именно — в тканях, принтах, трендах?
— В силу того, что нигде и ничего нет, все ломанулись шить. Скоро появится очень сильная конкуренция. Ведь одно дело — шить, а совсем другое — что и как шить. Я как дизайнер, как стилист сталкиваюсь с русскими брендами, некоторые из которых отшивают вещи отвратительно. Явно, что руководят этими брендами дизайнеры, которые совершенно не только не разбираются в теме, но не берут в команду нормальных технологов и прочих профессионалов. Поэтому все сшито криво-косо, не соблюдены стандартные классические технологии обработки материала. Допускаются такие ошибки, что волосы встают дыбом. И поскольку будет все больше таких вещей, то люди начнут выбирать вещи, сделанные качественно.
Это не то что сейчас надо завалить всех быстро своим индпошивом. Нужно изначально разобраться в своей базе, на каком оборудовании и что шить. Ведь для многих является большим секретом, что трикотажные вещи шьются на оборудовании для трикотажа — платья, например, на этих машинах не собирают, они получатся плохими. Оборудование к этому не приспособлено. Если мы говорим про костюмную группу, то в ней тоже много своих технологий и хитростей, исключительно своего производственного оборудования. И если будут поступать предложения о том, что сейчас мы вам за три копейки сошьем все на одной машинке, люди, которые не разбираются, согласятся, но другие не допустят таких ошибок. Возникнет большая конкуренция среди этих всевозможных дизайнеров или тех, кто считает себя таковыми. Возникнет некая каша. Ну и конечно же, появится огромное количество китайских товаров. Их и так было много. Все эти алиэкспрессы и так далее. А теперь…
— Но их качество выросло в последнее время.
— Честно скажу, никогда ничего не заказывала на этой торговой площадке. Мои руки до этого не дошли. Мы несколько раз заказывали там ткани. Там есть очень технологичные материалы, которые действительно нельзя купить в России. Но это ткань, с ней ничего произойти не может, а вот мои девочки заказывали себе какие-то вещи. Что я могу сказать — они действительно приходят какого-то разного размера. В этом тоже, видимо, надо разбираться. Знаю, что какие-то блогеры ведут свои страницы, рассказывая подписчикам, как правильно покупать там вещи. Это тоже с налета не сделаешь. Я вот догадываюсь, что сейчас многие отечественные предприниматели накупят какого-то китайского барахла, повесят свои лейблы и выставят на продажу, говоря, что это новый русский бренд. Но все дело в том, что там тоже нужно разбираться в производстве. Там, например, размерная сетка другая, они же маленькие. На фото — одно, а по факту приходит совсем другое. Мы все знаем, что весь западный масс-маркет отшивается в Китае. Но там идет серьезный контроль качества. Я работала в Китае для одного бренда, там все было очень по-взрослому. За полторы копейки хорошую вещь ты не сделаешь. Там другое ОТК. А потом, почему цены у ушедших марок сравнительно невысокие, а качество хорошее? Да потому, что у них огромные партии. За счет этого цены снижаются.
— Как ты считаешь, сколько времени должно пройти, чтобы рынок хоть как-то устаканился? Когда появятся наши бренды?
— Чем нас так привлекали ушедшие бренды? У них постоянно менялся ассортимент. В чем обвиняют масс-маркет — в том, что он подталкивал к абсолютно неосознанному потреблению: покупать-выкидывать, покупать-выкидывать вещи. Потому что дропы, ограниченная новая коллекция приходят раз в месяц, даже раз в две недели. Но такого сейчас здесь не произойдет, потому что эти коллекции надо отшивать. Это огромная индустрия. И вся эта индустрия у нас пока совершенно не развита.
Я думаю, должен пройти минимум год, чтобы люди начали делать что-то нормально, правильно, наладили производственные связи. Понятно, что к лету будет очень много новых коллекций отечественных производителей, но что это за коллекции и сколько они будут стоить? Сейчас же инфляция, цены на все поднялись, а цены на те ткани, которые сейчас есть, они в долларах. На всех оптовых складах, которые торгуют тканями китайскими, турецкими, все цены в долларах по курсу, а курс мы видим. Это уже в два раза дороже получается в закупке. То же самое происходит со всей фурнитурой и нитками. Нужно быть готовым к тому, что если это будет дешево, то качество будет хуже некуда. А более-менее нормальные вещи будут стоить дороже, чем мы привыкли, в два-три раза.
— Так все же: сегодняшняя ситуация — это благо или полная катастрофа?
— Я бы сказала, что это реально хорошая возможность для отечественной индустрии моды. Важно это не провалить, все сделать качественно и красиво. Сейчас не стоит лететь куда глаза глядят очертя голову, а продумать все взвешенно и адекватно. Я думаю, дефицит будет, и я предполагаю, что появятся спекулянты, которые теперь называются реселлерами. Это те люди, которые стояли в очередях за вещами уходящих марок: H&M и Zara, и уже выставили эти вещи на Авито на перепродажу. Не думаю, что нам нечего будет носить и мы будем ходить в каких-то отрепьях. Будет большой подъем винтажной одежды, секонд-хендов, товаров прошлых люксовых коллекций. Так называемая «комиссионка», как мы помним по СССР. Вот эти винтажные вещи будут сейчас переживать огромную популярность. То же самое касается и секондов. Это уже сейчас есть. Дизайнер Louis Vuitton Вирджил Абло, который умер в прошлом году, предрек подъем люксовой винтажной одежды. Эта тенденция на Западе сейчас актуальна, а у нас станет актуальной просто от безысходности. Также я надеюсь на тренд апсайкл (Upcycle), который продвигаю не только я. Он сейчас в моде. Люди еще раз посмотрят на свой гардероб и начнут как-то осознанно потреблять, начнут кастемизировать свои вещи, апсайклить. И все это для того, чтобы выглядеть уникально, неповторимо, круто, осознанно, потому что экологическую проблему никто не отменил. У нас сейчас не одна проблема, все остальные тоже остались.
Читайте также: Все свои: где теперь одеваться россиянкам; Знай наших: российские бьюти-бренды, новинки которых вы наверняка оцените; Косметика из России: можно ли доверять.
Свежие комментарии